Датчик включения вентилятора ваз 2109 инжектор

Проверка и демонтаж датчика включения вентилятора для авто семейства ВАЗ

Многие владельцы автомобилей семейства ВАЗ часто сталкиваются с проблемой перегрева мотора. Возникает данный недуг по различным причинам, но одной из наиболее распространенных проблем является несвоевременное включение вентилятора радиатора. Подобная неисправность способна привести к серьёзным поломкам. Выходит из строя не только клапанная крышка, но возможно и заклинивание силового агрегата.

Проверка и демонтаж датчика включения вентилятора для авто семейства ВАЗ

Чтобы обезопасить свой автомобиль от поломок и обеспечить бесперебойную работу двигателя необходимо следить за состоянием всех основных датчиков системы. Как проверить датчик включения вентилятора на работоспособность?

Где находится датчик включения вентилятора?

На всех автомобилях ВАЗ с карбюраторным типом мотора датчик включения вентилятора располагается на корпусе радиатора. То есть, чтобы найти это устройство достаточно открыть капот и обнаружить со стороны радиатора охлаждения механизм, схожий на гайку с контактами.

Где находится датчик включения вентилятора?

Нагревание резьбовой части непосредственно в теплоносителе приводит к замыканию контактов. В свою очередь напряжение от аккумулятора подается к электродвигателю, который приводит к действию вентилятор.

Проверка датчика

Во время движения на высокой скорости охлаждение двигателя происходит естественным путем. В жаркую погоду и на малых скоростях возможно перегревание мотора. Увеличение показателя температуры не приборной панели может быть свидетельством того, что датчик вышел из строя. Устройство вступает в работу при достижении температуры ОЖ высоких значений.

Для его диагностики совершенно необязательно отправляться на станцию техобслуживания. Достаточно вооружиться подручным инструментом и проделать следующую работу:

  • Проверить на работоспособность предохранитель, если он вышел из строя, то необходимо установить новый экземпляр;
  • Замкнуть контакты механизма, если вентилятор начнет работать, то вероятней всего датчик включения нуждается в замене;
  • Проверить проводку, которая в большинстве случаев является причиной отсутствия питания и пробоев на массу.

Существует также альтернативный способ проверки работоспособности механизма с использованием мультиметра. Для этого необходима ёмкость с жидкостью и источник тепла. Первым делом требуется отсоединить все электрические разъёмы датчика и выкрутить механизм ключом. Предварительно следует слить антифриз и проделывать работу на холодный двигатель. Принцип проверки исправности ДВВ схож с проверкой термостата.

Клеммы мультиметра присоединяются к контактам термовыключателя и устройство переводится в режим работы «прозвон». Датчик вентилятора помещается в емкость с водой частью с резьбой. После чего включается источник тепла и нагревается вода. Температурный диапазон включения механизма, как правило, отображен на корпусе устройства. Зачастую это температура от 85 до 92 градусов. Когда вода будет нагрета до этих значений, датчик должен издать свойственный его включению звук. Если ничего не произошло, то следует заменить вышедший из строя механизм.

Самостоятельная замена ДВВ

Замена поломанного устройства начинается со снятий клемм аккумулятора. Затем необходимо слить из системы ОЖ и выкрутить устройство из корпуса радиатора. Сборка проводится в обратной последовательности. Работа не отнимет много времени даже у начинающего водителя. Для улучшения системы охлаждения возможна установка вентилятора от «Нивы».

Самостоятельная замена датчика включения вентилятора на ВАЗ 2107 схема

В инжекторных модификациях слив охлаждающей жидкости не потребуется. Чтобы заменить датчик на ВАЗ-2107, ВАЗ-2109 с инжектором достаточно иметь под рукой ключ на «19» и выкрутить механизм. На его место установить исправное устройство.

При выборе нового датчика лучше всего обращать внимание на фирменные, заводские устройства, которые имеют соответствующие сертификаты. На рынке сегодня можно с легкостью наткнуться на дешевые подделки.

После замены следует проверить все соединения на герметичность. Также в последствие важно постоянно следить за температурой мотора, так как у водителя есть всего несколько минут, чтобы предотвратить серьёзные последствия от высокой температуры в главном агрегате автомобиля.

Изучаем устройство и учимся менять датчик включения вентилятора ВАЗ 2109 и 21099 с двигателем инжектор и карбюратор

Замена датчика включения вентилятора ВАЗ 2109 карбюратор и 21099 - температуры охлаждающей жидкости

Автомобили ВАЗ 2109 и 21099 оборудуются множеством датчиков и регуляторов, призванных обеспечить правильную работу силового агрегата в целом. Одним из таких устройств является датчик включения вентилятора ВАЗ 2109 карбюратор, а также ДТОЖ — контроллер температуры антифриза. Подробнее об устройствах узнайте из этой статьи.

Описание ДТОЖ и ДВВ

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости и включения вентилятора в 2109 с двигателем инжектор или карбюратор, что делать, если устройство не работает? Для начала разберем основные вопросы касательно предназначения, устройства и принципа действия.

Замена датчика включения вентилятора ВАЗ 2109 карбюратор и 21099 - температуры охлаждающей жидкости

Предназначение и функции

Основное назначение ДВВ заключается в активации и деактивации вентилирующего устройства на радиаторе двигателя с целью охлаждения силового агрегата. Устройство включает и отключает вентилятор в учетом температуры жидкости в охладительной системе. На инжекторных машинах это ДТОЖ, включение и выключение вентилятора контролирует мозг по показаниям этого датчика.

Что касается контроллера ТОЖ в ВАЗ 21093, то этот девайс предназначается для выведения показаний о температуре антифриза на приборной панели автомобиля в салоне. С его помощью водитель может узнать о возможном перегреве силового агрегата.

Место расположения

Что касается расположения, то в моделях 2108, 2109 и 21099 ДТОЖ располагается между головкой блока цилиндров мотора и термостатом, в частности, на впускном шланге. ДВВ устанавливается в резьбовое отверстие расширительного бачка с охлаждающей жидкостью. Если смотреть по ходу движения авто, то емкость с хладагентом устанавливается справа.

Замена датчика включения вентилятора ВАЗ 2109 карбюратор и 21099 - температуры охлаждающей жидкости

Принцип работы

Для начала рассмотрим принцип действия контроллера температуры антифриза. Этот девайс являет собой термистор-резистор, работающий с отрицательным коэффициентом. Величина сопротивления в данном случае может быть измерена в результате снижения или роста температурного диапазона. Когда происходит нагрев двигателя автомобиля, сопротивление на устройстве уменьшается, а когда силовой агрегат остывает, то эта величина увеличивается. К примеру, когда двигатель полностью прогрет, значение сопротивления на девайсе составляет 180 Ом, а при низких отрицательных температурах (-40 градусов) этот показатель увеличится до 100700 Ом.

Когда водитель активирует зажигание, повернув ключ в замке, управляющий модуль (ЭБУ) начинает подавать напряжение на контроллер с помощью резистора. Сам ДТОЖ, как сказано выше, это термистор, соответственно, поступающее напряжение поменяется в соответствии с температурой жидкости. Когда данная величина снижается, управляющий модуль анализирует это, в соответствии с чем определяется нужный объем топлива для впрыска в цилиндры. При прогреве автомобильного мотора объем топлива, использующегося для впрыска, будет падать.

Что касается ДВВ, то он устанавливается в разрыв отрицательного кабеля, который подключен к реле активации вентилирующего устройства в блоке предохранителей. Когда температурное значение увеличивается до 99 градусов, на контактах контроллера происходит замыкание благодаря биметаллической пластине. В итоге ток через девайс поступает на реле, расположенное в блоке, откуда он подается на электрический двигатель устройства на вентиляторе, в конечном итоге происходит активация последнего (автор видео — канал AndRamons).

В «Девятках», выпущенных после 1998 года и оборудованных предохранительными блоками от ВАЗ 2114, реле на данном участке цепи отсутствует. Поэтому сам регулятор также монтируется в разрыв минусового кабеля, но только того, который подключается напрямую к вентилятору. Замыкание в этом случае происходит при аналогичной температуре. Если же антифриз охлаждается, то пластина размыкает контакты, в результате чего электрический двигатель отключается.

Способы проверки ДТОЖ

Как проверить указатель ТОЖ своими силами? Для этого можно воспользоваться одним из нескольких способов, диагностика выполняется с помощью мультиметра.

Датчик включения вентилятора на инжекторе: проверка работоспособности

Двигатель внутреннего сгорания имеет узкий рабочий диапазон температур. Превышение его ведет к серьезным последствиям, вплоть до выхода из строя силовой установки. Для предотвращения возникновения перегрева мотора, за его температурой следят датчик включения вентилятора и мозги инжектора.

Внешний вид датчиков

Принцип действия и температурные характеристики устройства

Принцип действия датчика включения вентилятора радиатора охлаждения двигателя основан на различии линейного расширения металлов. При нагреве охлаждающей жидкости биметаллическая пластинка устройства меняет свое положение. В определенный момент происходит замыкание контактной группы. Происходит передача сигнала о необходимости включения вентилятора. В некоторых датчиках в момент перегрева двигателя происходит разрыв цепи.

В зависимости от модели датчики имеют разнообразные температурные пределы срабатывания. Так для включения вентилятора ваз 2114-2115 необходима температура 102-105°С. Сигнал о выключении поступает при снижении температуры двигателя до 85-87°С. Выбирая новый датчик для своей машины, автовладелец должен ориентироваться на старое устройство. При отсутствии оригинального, предыдущего устройства нужную информацию можно получить из специальных каталогов.

В наиболее современных системах управления вентилятором отсутствуют пределы срабатывания датчика. Он работает не в режиме реле, а постоянно передает информацию о температуре двигателя в электронный блок управления. В самом ЭБУ заложены пределы включения и выключения вентилятора. Для смены рабочего диапазона потребуется перепрограммирование мозгов.

Схема подключения датчика включения вентилятора в инжекторных двигателях

В отличие от карбюраторных автомобилей, где датчик непосредственно замыкает и размыкает цепь вентилятора охлаждения, в инжекторных двигателях устройство оперирует лишь информационным сигналом. После обработки полученных данных в ЭБУ подается управляющее воздействие на реле вентилятора, установленного на радиаторе. Главным преимуществом такой схемы является возможность аварийной работы системы охлаждения при обрыве связи с датчиком либо выходе его из строя. ЭБУ также может откорректировать режим работы мотора путем влияния на форсунки.

Для определения места, где находится датчик включения вентилятора, необходимо обратить внимание на термостат. В инжекторных двигателях они расположены рядом. В некоторых моделях автомобиля от датчика идут провода в приборную панель для индикации состояния устройства либо для отображения текущей температуры охлаждающей жидкости.

Проверка работоспособности датчика

Проверку работоспособности устройства следует начинать с контроля температуры срабатывания. Для этого потребуется термометр и мультиметр. Все действия можно выполнять самостоятельно, не прибегая к визиту в сервисный центр. Если мультиметр оборудован термопарой, то необходимость в термометре отпадает. Для проверки датчика следует придерживаться нижеприведенной инструкции:

  1. Перевести мультиметр в режим измерения сопротивления. Для удобства можно выбрать режим прозвонки;
  2. Погрузить резьбовую часть датчика в воду;
  3. Начать постепенно нагревать воду. Контролировать температуру можно при помощи термометра, либо временно переключая мультиметр в режим работы с термопарой;
  4. Дождаться срабатывания устройства;

Мультиметр показывает срабатывание датчика

При критическом отклонении предела срабатывания необходима замена датчика. После приобретения нового устройства необходимо произвести его проверку на пригодность. Бракованные изделия очень распространены в продаже, поэтому проверить правильно ли включается датчик, является обязанностью каждого автовладельца.

Новое устройство, купленное для замены

Замена со сливом тосола

Обнаружив неправильное срабатывание устройства либо его полную неработоспособность, требуется произвести его замену на новое. Для выполнения демонтажа необходимо следовать инструкции:

  1. Если двигатель горячий, необходимо дать ему остыть;
  2. Обесточить «массу» авто путем отсоединения минусовой клеммы аккумулятора;
  3. Снять крышку расширительного бачка;
  4. Вынуть пробку радиатора;
  5. Для предотвращения загрязнения требуется подставить емкость под сливное отверс тие;
  6. Слить тосол из радиатора. Из блока цилиндров сливать антифриз нет необходимости. Для откручивания сливной заглушки достаточно усилия руки, поэтому инструменты не понадобятся;
  7. Когда жидкость перестанет вытекать следует вернуть пробку на место, чтобы избежать ее потери;
  8. Снять клемму с проводами;
  9. Гаечным ключом аккуратно отвернуть датчик.

Демонтаж датчика

Для установки нового датчика необходимо:

  1. Проверить состояние медной уплотнительной шайбы. В большинстве случаев она потребует замену на новую. Использование старой прокладки чревато подтеками тосола;
  2. Ввернуть новый датчик, следя за ровностью прилегания уплотнительной шайбы;
  3. Подключить клеммы с проводами;
  4. Залить в расширительный бачок антифриз. В случае если слитый тосол хорошего качества, то можно вернуть его. В противном случае необходимо использовать свежую жидкость;
  5. Для устранения воздушных пробок в системе охлаждения требуется провести ее продувку;
  6. Вернуть на место пробку радиатора;
  7. Закрыть расширительный бачок;
  8. Подсоединить минусовую клемму аккумуляторной батареи;
  9. Прогреть мотор до срабатывания датчика.

Если после указанных действий вентилятор не включается при достижении требуемой температуры, необходимо продолжить поиск неисправности в других возможных местах. Прежде чем продолжать поиск поломки желательно считать лог ошибки с ЭБУ при помощи диагностического сканера.

Установка нового датчика без слива охлаждающей жидкости

В инжекторном двигателе большинства моделей автомобилей датчик располагается в системе охлаждения высоко, что позволяет его вынуть без существенного пролива тосола. Для этого необходимо придерживаться нижеприведенной инструкции:

  1. Открутить датчик не до конца. При этом начнется незначительное просачивание антифриза;
  2. Проверить медную шайбу на новом датчике;
  3. Одной рукой откручивая старое устройство, другой быстро поднести новое;
  4. После закручивания регулятора тщательно протереть место от потеков охлаждающей жидкости;
  5. Проверить качество монтажа на отсутствие утечек.

При таком методе автовладелец сможет существенно сэкономить время. Недостатком рассматриваемого способа является необходимость производить замену быстро, что может вызвать затруднения у неопытных автолюбителей. При неудачном стечении обстоятельств может пролиться большое количество тосола из системы охлаждения.

Инжекторный двигатель позволяет не сливать тосол

Содержание всех элементов системы охлаждения в рабочем состоянии обеспечит защиту двигателя от перегрева и неприятных последствий. Необходимо проводить своевременный контроль работы регулятора, особенно при появлении первых симптомов перегрева. Так как работы предполагают наличие разогретой жидкости, выполнять все манипуляции следует на остывшем двигателе. Это убережет автовладельца от термотравм.

Датчик включения вентилятора ваз 21099 инжектор

Датчик включения вентилятора является элементом системы охлаждения карбюраторного двигателя (2108, 21081, 21083) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099.

Назначение датчика включения вентилятора

Датчик включения вентилятора в системе охлаждения карбюраторного двигателя предназначен для включения или выключении в зависимости от температуры ОЖ вентилятора на радиаторе.

Расположение на автомобиле

Датчик включения вентилятора ввернут в резьбовое отверстие правого (по ходу автомобиля) бачка радиатора охлаждения.

Устройство датчика включения вентилятора

Корпус датчика выполнен из латуни или бронзы. Это продолговатый цилиндрический баллон, имеющий в верхней части гайку, в средней резьбу, а в нижней плоскую поверхность. Соединение датчика с радиатором уплотнено алюминиевым или медным уплотнительным кольцом. Датчик имеет два вывода: на один ток подается (минус), с другого уходит на реле включения вентилятора (113.3747) в монтажном блоке (также минус). Внутри корпуса выводы имеют два контакта. Так же внутри корпуса расположена биметаллическая пластина (прикреплена к днищу), по мере нагрева она изменяет свою кривизну и замыкает контакты.

Принцип действия датчика включения вентилятора

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1998 г. в. с монтажным блоком предохранителей 17.3722 (пальчиковые предохранители).

Датчик включения вентилятора установлен в разрыв минусового провода ведущего к реле включения вентилятора в монтажном блоке. При повышении температуры в радиаторе системы охлаждения до 99±3º С, контакты внутри датчика включения вентилятора замыкаются биметаллической пластиной, и электрический ток (минус) через него поступает на реле в монтажном блоке. С реле ток (уже плюс) идет на электромотор вентилятора на радиаторе и включает его.

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 после 1998 г. в. с монтажными блоками 2114, реле включения вентилятора удалено из электрической цепи. Датчик включения вентилятора также установлен в разрыв минусового провода, но уже идущего напрямую к вентилятору. Температура замыкания контактов аналогична.

Если температура в радиаторе падает ниже 93±3º С, биметаллическая пластина размыкает контакты, электромотор вентилятора обесточивается.

Неисправности датчика включения вентилятора

Датчик включения вентилятора редко выходит из строя, так как ломаться там практически нечему. Причинами его отказа может быть низкое качество изготовления, механическая деформация. При появлении проблем с включением вентилятора на радиаторе следует проверить в первую очередь его электрические соединения. Сняв с датчика оба провода, соединяем их между собой. Включаем зажигание. Если вентилятор заработал – неисправен датчик включения (выключения). Если нет, неисправность следует искать в других элементах цепи.

Применяемость датчика включения вентилятора

В системе охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 применяется датчик ТМ 108 с маркировкой на корпусе «99-94». Он работает как через реле в монтажном блоке в автомобилях до 1998 г. в., так и без реле в автомобилях более поздних годов выпуска. В продаже также имеются аналоги данного датчика разных производителей.

Примечания и дополнения

— На инжекторном двигателе автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 включение вентилятора системы охлаждения происходит по команде блока управления (ЭБУ), анализирующего показания датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ).

— В системе охлаждения карбюраторных и инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 присутствует еще один температурный датчик. Это датчик указателя температуры в щитке приборов (ТМ 106). Он работает только на указатель температуры.

Еще статьи по системе охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Каждый двигатель автомобиля оборудуется устройством измерения температуры силового агрегата. Этот компонент позволяет водителю вовремя выявить перегрев и устранить эту проблему. Что представляет собой датчик включения вентилятора на автомобиле ВАЗ 2109 с двигателем карбюратор, каково его устройство и как его заменить, — читайте далее.

Датчик температуры охлаждающей жидкости автомобилей ВАЗ 2109 и 21099

Для начала желательно знать, где находится датчик температуры двигателя. На моделях 2108, 21099 и ВАЗ 2109 датчик температуры охлаждающей жидкости устанавливается между ГБЦ и термостатом, в выпускной патрубок.

Устройство и принцип действия

Сам регулятор температуры двигателя представляет собой устройство термистора-резистора, характеризующееся отрицательным коэффициентом температуры. Сам параметр сопротивления может быть замерен только при снижении либо увеличении температурного режима.

Когда силовой агрегат нагревается в результате работы, показатель сопротивления снижается, если мотор остывает, этот параметр увеличивается. Например, при рабочей температуре мотора на ВАЗ 2109 сопротивление равно 180 Омам, а если на улице будет мороз в 40 градусов, то сопротивление будет равно 100700 Омам. На одной стороне ДТОЖ ВАЗ 2109 инжектор расположены два контакта, а на другой — чувствительный компонент, который находится непосредственно в потоке расходного материала.

Что касается принципа действия, то когда водитель включает зажигание, блок управления передает напряжение на регулятор посредством резистора. Поскольку сам ДТОЖ является термистором, подаваемое с блока управления напряжение изменяется сразу с учетом температуры расходного материала. При снижении параметра блок анализирует температуру и в соответствии с этими данными определяет необходимый объем бензина для впрыска. В ходе прогревания силового агрегата объем бензина, который передается на цилиндры, будет снижаться.

Два датчика температуры антифриза для ВАЗ

Кроме пуска по показаниям регулятора ЭБУ осуществляет корректировку работы силового агрегата на холостых оборотах. В итоге он самостоятельно принимает решение по обогащению горючей смеси при высоких и средних нагрузках на ДВС. Этот показатель может быть изменен в зависимости от угла опережения зажигания.

На карбюраторной машине датчиков температуры два. Один включает вентилятор, другой — отвечает за индикацию температуры на приборной панели.

Возможные неисправности

Есть несколько причин, по которым регулятор на ВАЗ 21099 отказывается работать.

Итак, почему ДТОЖ не работает:

  1. Внутри конструкции устройства расположен электрический контакт. Со временем этот контакт может попросту оборваться либо на нем могут образоваться трещины. В том случае, если внутри конструкции произойдет обрыв, это может стать причиной полного выхода из строя. То есть ДТОЖ просто сгорит. Если же на контакте имеются трещины, ДТОЖ, в принципе, может работать, однако в результате отсутствия нормального контакта регулятор будет передавать некорректные данные о антифризе.
  2. Плохая изоляция устройства. В том случае, если изоляция будет нарушенной, в работе девайса могут происходить замыкания. Соответственно, в конечном итоге эти замыкания могут привести к тому, что ДТОЖ, опять же, сгорит и его придется менять.
  3. Рядом с регулятором произошел обрыв проводов. В результате обрыва регулятор не сможет активировать вентилятор, предназначенный для охлаждения силового агрегата. Соответственно, это приведет к тому, что двигатель перегреется и может даже закипеть (автор видео — Техник-механик).

Как же автовладельцу понять, что ДТОЖ вышел из строя и его пора заменить?

Для этого достаточно знать об основных признаках неполадок, о которых мы расскажем ниже:

  1. Вентилятор, предназначенный для охлаждения двигателя, может включаться произвольно в любое время. В частности, водителя должно насторожить, что вентилятор включается тогда, когда мотор полностью не прогрет. Помните о том, что вентилятор всегда должен функционировать при перегретом ДВС.
  2. У водителя возникают сложности в запуске прогретого ДВС. Охладительная система должна автоматически производить регулировку температуры, но в результате того, что устройство является неисправным, она не может получить правильный сигнал.
  3. Если внимательно проследить за работой авто, то можно заметить, что увеличился расход бензина. Увеличение расхода обусловлено тем, что при машина попросту перегружается, когда ездит на горячем ДВС.
  4. Если устройство полностью вышло из строя, на приборной панели датчик будет демонстрировать неверный сигнал о температуре. Чтобы прогреть мотор, достаточно десяти минут езды. Если по истечению 10 минут температура не поднялась до оптимальной или при запуске ДВС на приборной панели показан его перегрев, это говорит о неисправности.

Проверка и замена ДТОЖ

Есть несколько вариантов диагностики устройства — первый:

  1. Минусовой щуп от вольтметра нужно подключить к мотору и включить зажигание.
  2. С помощью тестера необходимо определить, какой параметр напряжения образовывается при движении.
  3. Если ДТОЖ работает, то напряжение должно быть не менее 12 вольт при полном зарядке аккумулятора. Если полученные показатели ниже, необходимо осуществить замену или ремонт девайса.

Таблица соответствия температуры и сопротивления

Второй способ диагностики:

  1. Вам потребуется настроить мультиметр в режим вольтметра — замер осуществляется в диапазоне от 100 Ом до 10 кОм. Также подготовьте термометр, который сможет измерить температуру больше ста градусов. Регулятор следует демонтировать и опустить в емкость с антифризом.
  2. Вам необходимо подогреть охлаждающую жидкость. В результате увеличения температурных показателей нужно следить за показаниями, которые выдает термометр.
  3. С помощью мультиметра следует произвести замер показателей сопротивления ДТОЖ при разных температурных режимах. Полученные параметры следует сопоставить с теми, которые указаны в таблице выше.

Как произвести замену своими силами:

  1. В первую очередь, из радиатора необходимо слить весь хладагент. Затем отключите минусовую клемму от АКБ, просто открутите гайку гаечный ключом и отсоедините ее.
  2. Далее, нужно отключить колодку с проводами, которая подключается к ДТОЖ.
  3. С помощью гаечного ключа следует полностью открутить устройство. Далее, регулятор демонтируется из посадочного места, как сказано выше, это выпускной шланг ГБЦ. На самом устройстве есть резиновый уплотнитель, при демонтаже ДТОЖ его нельзя потерять, особенно, если новый датчик у вас без уплотнителя.
  4. Затем произведите установку нового регулятора на посадочное место, в выпускной шланг. Используя гаечный ключ, закрутите регулятор до самого конца. После монтажа и закручивания к ДТОЖ следует подсоединить отключенный ранее жгут проводов. Завершающим этапом этого процесса будет залив антифриза обратно в радиатор и установка отключенной минусовой клеммы аккумулятора на место.

Видео «Наглядная инструкция по замене устройства»

О том, как своими силами произвести замену датчика в домашних условиях, вы сможете узнать из видео ниже (автор видео — Мысли и советы от Мустафы Муртазаева).

Если Ваш Ваз 2109 перегревается — стрелка указателя температуры двигателя находится выше 90 градусов, то возможной причиной этого помимо поломки водяного насоса может быть неработающий датчик включения вентилятора на радиаторе системы охлаждения.

Датчик включения вентилятора Ваз 2109

Когда температура двигателя Ваз 2109 достигает 88 градусов, то термостат приоткрывается и пускает охлаждающую жидкость по большому кругу охлаждения. Однако если и этого не достаточно,(температура двигателя Ваз 2109 продолжает подниматься более 90 градусов) то датчик для включения вентилятора в радиаторе должен включить вентилятор. То есть назначение датчика включения вентилятора в радиаторе — включать вентилятор при температуре охлаждающей жидкости более 90 градусов.
Датчик установлен в радиаторе Ваз 2109 и представляет собой обыкновенный переключатель, который разомкнут при температуре меньше 90 градусов и замкнут при температуре более 90 градусов.
Поэтому проверка его чрезвычайно проста: на перегретом работающем двигателе открываем капот и отверткой замыкаем контакты датчика температуры в радиаторе.

Перемыкаем отверткой контакты датчика

Если вентилятор запустится, значит датчик неисправен и требует замены.Замена его классическая: сливаем тосол(смотри Замена радиатора отопителя(печки) Ваз 2109), выкручиваем датчик, закручиваем новый датчик, заливаем тосол).

Если вентилятор не запускается то необходимо проверять реле включения вентилятора и сам вентилятор. Как это делается на Ваз 2109 будет рассмотрено в отдельной статье.

Изучаем устройство и учимся менять датчик включения вентилятора ВАЗ 2109 и 21099 с двигателем инжектор и карбюратор

Автомобили ВАЗ 2109 и 21099 оборудуются множеством датчиков и регуляторов, призванных обеспечить правильную работу силового агрегата в целом. Одним из таких устройств является датчик включения вентилятора ВАЗ 2109 карбюратор, а также ДТОЖ — контроллер температуры антифриза. Подробнее об устройствах узнайте из этой статьи.

Описание ДТОЖ и ДВВ

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости и включения вентилятора в 2109 с двигателем инжектор или карбюратор, что делать, если устройство не работает? Для начала разберем основные вопросы касательно предназначения, устройства и принципа действия.

Предназначение и функции

Основное назначение ДВВ заключается в активации и деактивации вентилирующего устройства на радиаторе двигателя с целью охлаждения силового агрегата. Устройство включает и отключает вентилятор в учетом температуры жидкости в охладительной системе. На инжекторных машинах это ДТОЖ, включение и выключение вентилятора контролирует мозг по показаниям этого датчика.

Что касается контроллера ТОЖ в ВАЗ 21093, то этот девайс предназначается для выведения показаний о температуре антифриза на приборной панели автомобиля в салоне. С его помощью водитель может узнать о возможном перегреве силового агрегата.

Место расположения

Что касается расположения, то в моделях 2108, 2109 и 21099 ДТОЖ располагается между головкой блока цилиндров мотора и термостатом, в частности, на впускном шланге. ДВВ устанавливается в резьбовое отверстие расширительного бачка с охлаждающей жидкостью. Если смотреть по ходу движения авто, то емкость с хладагентом устанавливается справа.

Принцип работы

Для начала рассмотрим принцип действия контроллера температуры антифриза. Этот девайс являет собой термистор-резистор, работающий с отрицательным коэффициентом. Величина сопротивления в данном случае может быть измерена в результате снижения или роста температурного диапазона. Когда происходит нагрев двигателя автомобиля, сопротивление на устройстве уменьшается, а когда силовой агрегат остывает, то эта величина увеличивается. К примеру, когда двигатель полностью прогрет, значение сопротивления на девайсе составляет 180 Ом, а при низких отрицательных температурах (-40 градусов) этот показатель увеличится до 100700 Ом.

Когда водитель активирует зажигание, повернув ключ в замке, управляющий модуль (ЭБУ) начинает подавать напряжение на контроллер с помощью резистора. Сам ДТОЖ, как сказано выше, это термистор, соответственно, поступающее напряжение поменяется в соответствии с температурой жидкости. Когда данная величина снижается, управляющий модуль анализирует это, в соответствии с чем определяется нужный объем топлива для впрыска в цилиндры. При прогреве автомобильного мотора объем топлива, использующегося для впрыска, будет падать.

Что касается ДВВ, то он устанавливается в разрыв отрицательного кабеля, который подключен к реле активации вентилирующего устройства в блоке предохранителей. Когда температурное значение увеличивается до 99 градусов, на контактах контроллера происходит замыкание благодаря биметаллической пластине. В итоге ток через девайс поступает на реле, расположенное в блоке, откуда он подается на электрический двигатель устройства на вентиляторе, в конечном итоге происходит активация последнего (автор видео — канал AndRamons).

В «Девятках», выпущенных после 1998 года и оборудованных предохранительными блоками от ВАЗ 2114, реле на данном участке цепи отсутствует. Поэтому сам регулятор также монтируется в разрыв минусового кабеля, но только того, который подключается напрямую к вентилятору. Замыкание в этом случае происходит при аналогичной температуре. Если же антифриз охлаждается, то пластина размыкает контакты, в результате чего электрический двигатель отключается.

Способы проверки ДТОЖ

Как проверить указатель ТОЖ своими силами? Для этого можно воспользоваться одним из нескольких способов, диагностика выполняется с помощью мультиметра.

  1. Сначала отрицательный щуп тестера следует подсоединить к головке блока цилиндров, после чего активировать зажигание, провернув ключ в замке.
  2. Затем, используя мультметр, нужно точно определить, какое появляется напряжение на выходе.
  3. В том случае, если контроллер рабочий, то величина этого параметра должны составить не ниже 12 вольт, разумеется, если аккумуляторная батарея заряжена полностью. Если диагностика показала, что полученные значения оказались более низкими, то нужно заняться ремонтом или поменять регулятора (автор видео о диагностике — канал Техник-механик).

Еще один вариант проверки:

  1. Для его реализации вам надо будет настроить тестер в режим работы вольтметра. Процедура измерения должна производиться в рабочем диапазоне от 100 Ом до 10 кОм. Кроме того, для диагностики вам потребуется термометр, при этом важно, чтобы он мог определить значение температуры более 100 градусов. Сам контроллер извлекается из посадочного места и опускается в резервуар с хладагентом, который вы будете подогревать. Этот момент нужно учитывать при выборе емкости для охлаждающей жидкости.
  2. Теперь вам надо будет прогреть хладагент в системе. Когда значение температурного режима будет расти, вам надо внимательно мониторить значения, которые выдает тестер и термометр, помещенный в емкость.
  3. Используя тестер, вам надо будет проверить уровень сопротивления жидкости при разных температурах. Полученные в итоге диагностики показания нужно сравнить с нормированными, которые указаны в таблице.

Фотогалерея «Самостоятельная диагностика»

Возможные неисправности и способы их устранения

По каким причинам устройство может перестать функционировать:

  1. Внутреннее повреждение контакта, который находится внутри девайса. На практике в результате длительной эксплуатации данный контакт может оборваться, также интенсивное использование ДТОЖ может привести к появлению трещин на нем. Если причина кроется в обрыве, то это чревато полной поломкой контроллера — датчик попросту сгорит. Если же проблема заключается в трещинах, то устройство может работать, но некорректно. Из-за отсутствия контакта контроллер будет передавать неверную информацию о жидкости, то есть на панели приборов будут выведены некорректные значения.
  2. Еще одна причина — повреждение изоляции девайса. Если изоляция устройства нарушена, то контроллер может работать с замыканиями. Замыкания в его работе могут стать причиной полного выхода из строя девайса.
  3. Произошел обрыв в электроцепи рядом с контроллером. Из-за повреждения проводки устройство не сможет передавать данные об антифризе на приборную панель. Соответственно, в случае перегрева мотора водитель даже может не узнать об этом.

По каким симптомам можно определить неработоспособность этого девайса:

  1. Мотор автомобиля стал с трудом заводиться на горячую. То есть сутра завести его можно, а вот когда агрегат прогреется, появляются неполадки.
  2. Повышенный расход горючего. Определить такой признак можно только тогда, когда вы будете внимательно следить за работой автомобиля. Увеличенный расход горючего обусловлен перегрузом силового агрегата, когда тот прогрет.
  3. Если же ДТОЖ сломался и больше не функционирует, то на контрольном щитке будут выводиться неверные данные о температуре мотора. Для полного прогрева ДВС обычно требуется не более 10 минут. Если через 10 минут после запуска вы заметили, что стрелка на указателе на приборке не пошла вверх, то скорей всего, ДТОЖ надо менять (видео снял Яковлев Дмитрий).

Инструкция по замене датчика ТОЖ своими руками

Замена ДТОЖ выполняется следующим образом:

  1. Сначала необходимо отключить зажигание и открыть капот своего авто.
  2. Далее, под сливное отверстие радиаторного устройства двигателя надо подставить емкость, в нее будет собираться вся охлаждающая жидкость. Откройте пробку и слейте антифриз, после чего найдите ДТОЖ, отключите от него разъем.
  3. Используя гаечный ключ, вам надо будет произвести демонтаж контроллера. Устройство извлекается из места установки. При снятии вы можете увидеть прорезиненный уплотнитель, когда будете снимать регулятор, не потеряйте его. Если вы заметили, что резинка сильно износилась, то ее нужно будет заменить.
  4. После этого вам надо будет установить новый контроллер в место монтажа. С помощью ключа закрутите девайс до упора, а затем подключите разъем с проводом, который вы отключали при демонтаже. Теперь вам остается только залить рабочую жидкость в радиаторное устройство и включить зажигание, запустить мотор и проверить работоспособность устройства.

Видео «Как правильно поменять датчик активации вентилятора»

Как в гаражных условиях произвести замену ДВВ на автомобиле ВАЗ 21099, и каких ошибок при этом нельзя допустить — узнайте из ролика, опубликованного каналом Мысли и советы от Мустафы Муртазаева.

Читайте также  Датчик детонации киа рио
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector