Как снять ГБЦ на ВАЗ 2109. Замена прокладки головки блока цилиндров своими руками
Головка блока цилиндров (ГБЦ) снимается обычно для замены прокладки или блока, или ремонта механизма клапанов поршневой группы или самой головки. Необходимость снять ГБЦ может возникать также в случае тюнинга двигателя или полной разборки мотора.
Данная работа проводится на смотровой яме или эстакаде.
Как снять ГБЦ на ВАЗ 2109 — пошаговая инструкция:
- Отключите «минусовую клему» от АКБ.
- Слейте охлаждающую жидкость в пластиковую тару.
- Отключите от выпускного коллектора приемную трубу.
- Теперь демонтируйте ресивер вместе с дроссельным узлом (ВАЗ 2111), или карбюратор в случае с (ВАЗ 21083), а также впускной и выпускной коллекторы (снять ГБЦ и без снятия коллекторов).
- На ВАЗ 2111 необходимо отключить «массовые» провода (они крепятся на левом торце головки), снимите топливную рампу с топливными трубками и форсунками.
- Отключите высоковольтные провода от свечей зажигания, а также разъемы датчиков температуры охлаждающей жидкости и уровня давления масла.
- На ВАЗ-21083 дополнительно придется снять корпус вспомогательных агрегатов, датчик-распределитель зажигания и топливный насос.
- Теперь снимите ремень ГРМ, после этого натяжной ролик, дистанционную шайбу и зубчатый шкив распредвала.
- Открутите гайку крепления задней, которой крепится крышка привода ГРМ к головке блока цилиндров.
- Снимите крышку ГБЦ.
- При помощи крестовой отвертки ослабьте хомуты и по-очереди отключите все шланги с выпускного патрубка головки блока цилиндров.
12. Открутите 10 болтов крепления ГБЦ, используя шестигранник на «10».
13. Достаньте винты вместе с шайбами.
14. Теперь можно снять ГБЦ вместе с прокладкой.
15. Разбирая клапанный механизм, подложите деревянный брусок под тарелку клапана, который собираетесь рассухаривать.
16. Рассухарите клапан.
17. Достаньте его из направляющей втулки ГБЦ.
18. Возьмите ключ на «13» и открутите на выпускном патрубке две гайки крепления.
19. Снимите прокладку и патрубок.
Сборка и установка головки блока цилиндров производится в обратной порядке.
- Стержни клапанов и направляющие втулок смазываются моторным маслом.
- Перед началом установки необходимо тщательно очистить поверхность блока цилиндров от грязи и масла, а также остатков старой прокладки.
- Замена прокладки головки блока цилиндров осуществляется по двум специальным центрирующим втулкам.
- Теперь можно установить крепежные винты и затянуть их в четыре приема по схеме указанной ниже.
Первая затяжка винтов производится с моментом — 20 Н.м (2 кгс.м);
- Вторая — с моментом 69,4–85,7 Н.м (7,1–8,7 кгс.м);
- Третяя — дотяжка на 90°;
- Четвертая — доворот винтов на 90°.
Теперь вам известно как снять ГБЦ на ВАЗ 2109, на этом замена прокладки головки блока цилиндров своими руками может считаться завершенной.
Момент и порядок затяжки болтов головки в автомобиле ВАЗ-2109: видео
После того как эксплуатационный период прокладки, установленной в блоке цилиндров завершается, а также после разрыва ее необходимо обязательно поменять.
Главный признак наличия проблемы с уплотнением – это протекание охлаждающей жидкости в тех местах, где блок силовой установки соединяется с ГБЦ.
Порядок замены
Для замены прокладки необходимо, прежде всего, полностью демонтировать весь узел, удалить пришедший в негодность уплотнитель и вновь собрать все в обратной последовательности. На завершающем этапе крайне важно будет провести затяжку болтов правильно.
Процедура проводится в том же порядке для двигателей, имеющих как 16, так и 8 клапанов. В первую очередь необходимо будет отключить датчики, контролирующие температуру ОЖ (охлаждающей жидкости) и давления масла.
- перед тем как демонтировать термостат, сливают всю ОЖ;
- отвинчивают корпус, защищающий воздушный фильтр;
- карбюратор оставляют на месте;
- производят отключение приемной трубы у глушителя, со стороны выпускного коллектора.
После всего этого потребуется удалить приводную шестеренку от распределительного вала. Перед этим поршень, расположенный в первом цилиндре, необходимо сдвинуть в верхнюю мертвую точку (ВМТ).
Только после этого разрешается снимать кожух и сам приводной ремень, ослабить болты, фиксирующие шестеренку и снять ее совсем.
Наступает черед электрокабелей. Для того чтобы снять колодку с проводами зажигания, необходимо будет отжать фиксатор. Таким же образом производится отключение центрального высоковольтного шлейфа.
Далее требуется убрать топливный шланг, выходящий из помпы, – здесь понадобится разобрать хомуты его держащие. Затем отключают тягу приводов как воздушной, так и дроссельной заслонок от карбюратора.
Следует также обесточить электромагнитный клапан – для этого достаточно отключить все провода, к нему ведущие. После этого убирают шланг от вакуумного усилителя. Рукава, подающие тепло в салон, полностью снимают.
Только после всего вышеприведенного можно бюджет снять головку блока цилиндров. Как правило, чтобы извлечь ее полностью, понадобится не просто открутить все болты, но еще и несколько раз дернуть на себя весь узел.
После удаления пришедшей в негодность прокладки необходимо очистить все прилегающие к ней части от фрагментов резины и другой грязи. После этого все нужно насухо протереть чистой ветошью.
Прежде чем проводить обратную сборку, требуется убедиться, что болты, удерживающие на месте ГБЦ, сохранили правильную длину. Все дело в том, что они со временем вытягиваются. Нормативная величина составляет 13,55 сантиметра. При несоответствии требованиям, их нужно обязательно сменить.
Процедура затяжки
Собрать узел вновь не составит труда, если следовать вышеприведенной инструкции в обратном порядке.
В то же время нужно особо подчеркнуть, что для правильной замены прокладки необходимо очень точно регулировать затяжку болтов, крепящих ГБЦ.
Для этого разрешается использовать исключительно динамометрический ключ – он позволяет точно контролировать сам момент натяжения.Перед работой упомянутым ранее инструментом, его держатель необходимо установить на отметке – 0 (ноль). Благодаря этому исходная позиция будет определена как точка отсчета.
Начиная затягивать болты, нужно следить за показателями с самого начала. Если не произошло их изменение – значит, вероятнее всего, крепеж поддался растяжению, что в целом соответствует норме. Здесь никаких проблем опасаться не следует. Однако при резком увеличении момента необходимо будет стабилизировать растяжение держателя.
Схема затяжки
Прежде всего, важно помнить, что предварительно закручивать болты нужно в таком порядке:
- первые два устанавливаются сверху и снизу в центральные отверстия;
- третий и четвертый внизу, соответственно, справа и слева от среднего;
- пятый и шестой вверху также с двух сторон от центрального;
- седьмой и восьмой идут в крайние левые отверстия;
- девятый и десятый в правые.
Далее необходимо будет произвести затяжку всех болтов в таком порядке:
- первый этап – закручивание производится до показателя 2 кгс*м;
- на втором круге затяжку осуществляют по вышеприведенному алгоритму, с той только разницей что усилие доводиться до 8 кгс*м;
- по третьему проходу все болты поворачивают четко на 90 градусов;
- четвертый этап полностью соответствует предыдущему, и является заключительным.
Послесловие
Перед тем как вновь собрать узел, необходимо обязательно проверить, в каком состоянии пребывают все болты. При малейшем несоответствии необходимо будет произвести замену. Важно понимать, что в противном случае хороший результат окажется недостижим.
Также не следует откладывать замену прокладки, поскольку впоследствии такая незначительная проблема обернется необходимостью чинить уже всю силовую установку. В тяжелых случаях требуется замена всего двигателя целиком. Также предлагаем просмотреть видеоурок:
Как снять головку блока цилиндров ВАЗ-2109
Работу можно выполнять как на смотровой канаве, так и на подъемнике.
Отсоединяем минусовую клемму аккумулятора.
Сливаем охлаждающую жидкость.
Отворачиваем болты крепления и снимаем защиту картера
Отверните две гайки крепления приемной трубы к кронштейну под днищем автомобиля.
Затем отверните два болта крепления кронштейна к кузову и снимите кронштейн.
Отогните концы стопорных пластин гаек крепления приемной трубы к выпускному коллектору.
Отверните четыре гайки крепления приемной трубы к выпускному коллектору.
Отверните две гайки и снимите хомут
Разъедините приемную трубу глушителя и трубу резонатора, вынув при этом уплотнительное кольцо.
Снимите приемную трубу глушителя
Отворачиваем гайку крепления фильтра и снимаем шайбу
Отстегните четыре пружинных зажима
Снимите крышку воздушного фильтра
Вынимаем из корпуса фильтрующий элемент
Ослабляем затяжку хомутов и снимаем шланги с патрубков на крышке клапанов
Отворачиваем четыре гайки
Снимаем со шпилек корпус фильтра и шланг забора воздуха от патрубка.
Отсоедините шланг от корпуса фильтра, предварительно ослабив затяжку хомута.
Отсоединяем от шланга держатель пластмассовый и снимаем шланг с патрубка на крышке клапанов
Отворачиваем гайку и снимите кронштейн троса привода акселератора, оставив его висеть на тросе.
Отверните две колпачковые гайки.
снимите крышку клапанов.
Отворачиваем три болта и снимаем переднюю крышку привода распределительного вала
Установите поршень первого цилиндра в в.м.т.
Для этого поверните коленчатый вал за болт крепления шкива коленчатого вала так, чтобы метка на шкиве распределительного вала встала напротив метки (усика) на задней крышке привода распределительного вала.
Ослабляем затяжку гайки крепления натяжного ролика и поворачиваем ролик, чтобы ослабить натяжение ремня
Снимаем ремень с зубчатого шкива привода распределительного вала
Ключом на 17 отворачиваем болт зубчатого шкива распределительного вала.
Чтобы вал не проворачивался, пропускаем через отверстие в шкиве головку на 10 с удлинителем и надеваем на гайку крепления задней крышки ремня привода ГРМ.
Поддеваем отверткой шкив распределительного вала
Чтобы не потерять шпонку, вынимаем ее из паза распределительного вала
Головкой на 10 отворачиваем гайку крепления металлической крышки ремня ГРМ
Откручиваем болт крепления задней крышки ремня ГРМ
Головкой на 10 откручиваем верхний болт крепления насоса охлаждающей жидкости
Немного отгибаем заднюю крышку от ГБЦ, чтобы дать возможность головке выйти из под конца распределительного вала.
Снимаем наконечники высоковольтных проводов со свечей зажигания
Отжимаем отверткой пружинную скобу на колодке и отсоединяем колодку с проводами от низковольтной клеммы распределителя зажигания
Отворачиваем два винта крепления крышки распределителя зажигания
Снимаем крышку распределителя, вместе с проводами
Отсоединяем шланг от вакуум-корректора (тоненький шланчик)
Отворачиваем три гайки крепления распределителя
Снимаем кронштейн держателя высоковольтных проводов
Снимаем распределитель зажигания
Ослабляем затяжку хомута и отсоединяем шланг подачи топлива к топливному насосу
Ослабляем затяжку хомута и отсоединяем шланг подачи топлива от топливного насоса к карбюратору
Отворачиваем две гайки крепления топливного насоса
Снимаем топливный насос
Ослабляем хомуты шлангов от термостата
Ослабляем хомут шланга, соединяющего термостат с выпускным патрубком
Шестигранником на 10 отворачиваем десять болтов крепления головки блока
Вынимаем болты с шайбами
Снимаем головку блока цилиндров
Перед установкой очищаем поверхности блока цилиндров и головки от остатков старой прокладки, грязи и масла.
Проверьте плоскостность поверхности, прилегающей к блоку цилиндров.
Для этого поставьте металлическую линейку ребром на поверхность головки по центру вдоль, а затем по диагоналям и замерьте щупом зазор между плоскостью головки и линейкой.
Замените головку, если зазор превысит 0,1 мм.
Схема затяжки болтов головки
Устанавливаем все детали в обратной последовательности.
Удаляем из резьбовых крепежных отверстий блока масло и охлаждающую жидкость (обязательно нужно продуть отверстия, крепления головки!).
Новую прокладку головки и саму головку цилиндров устанавливаем по двум центрирующим втулкам.
Устанавливаем болты крепления и затягиваем их в четыре приема по схеме:
— первый прием – затягиваем болты моментом 20 Нм (2 кгсм)
— второй прием – затягиваем болты моментом 69,4–85,7 Нм (7,1–8,7 кгсм)
— третий прием – доворот болтов на 90°;
— четвертый прием – доворот болтов на 90°.
Болты крепления головки блока цилиндров можно установить повторно только в том случае, если они вытянулись до длины не более 135,5 мм. Если длина больше, заменяем болт новым.
Как снять ГБЦ на ВАЗ 2109
РЕМОНТ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ НА ВАЗ 2109 СВОИМИ РУКАМИ
Согласно многолетнему опыту различных автолюбителей, замена головки блока цилиндров ВАЗ 2109 чаще всего связана с проблемами, возникающими из-за прокладки. Но могут быть и другие, которые могут привести к перегреву двигателя или даже к его заклиниванию.
Ремонт и доработка головки блока цилиндров на ВАЗ 2109 под силу любому водителю, но необходимы специальные инструменты и небольшие знания принципа работы этого узла. В последнее время все больше и больше становится популярным тюнинг этого узла, благодаря которому поднимается мощность авто. Выполнять тюнинг своими руками можно, в случае если у вас есть опыт в подобных работах. Работа с клапанами и цилиндрами требует особых знаний и умений.
Демонтаж ГБЦ на ВАЗ 2109. Алгоритм самостоятельной замены прокладки головки блока цилиндров
Снимать головку блока цилиндров (ГБЦ) нужно при замене прокладки, блока, а также, когда проводится ремонт механизма поршневой группы и ее клапанов или при ремонте самой головки. Кроме того, при тюнинге двигателя или полной его разборке также нужно демонтировать ГБЦ.
Перед началом работы необходимо, чтобы автомобиль был установлен на эстакаду или на смотровую яму.
Что такое головка блока цилиндров
Головка блока цилиндров на ВАЗ 2109 в разобранном состоянии
ГБЦ ВАЗ 2109 — это специальный узел, основное предназначение которого закрытие цилиндров. Непосредственно к самому блоку крепится при помощи специальных болтов. Головка блока цилиндров важна тем, что является непосредственным участником многочисленных процессов во время работы мотора. ГБЦ силовых агрегатов выпускаемых сегодня автомобилей, отличаются достаточно сложным устройством и собраны из значительного количества деталей.
Порядок замены прокладки головки блока цилиндров на ВАЗ 2109-2108
Прокладка может остаться как на поверхности головки, так и прилипнуть к самому блоку. Можно попытаться снять ее руками без использования каких-либо инструментов, а если не получится — аккуратно можно поддеть плоской отверткой, не повредив поверхности детали.
Осмотрите внимательно поверхность ГБЦ и если на ней обнаружатся выраженные следы коррозии, особенно в непосредственной близости к каналам охлаждающей жидкости, в таком случае необходимо произвести ее ремонт: фрезеровка, шлифовка и т.д. Если все в норме, то удаляем следы старой прокладки, используя специальные средства:
Ждем несколько минут, пока все это дело откиснет и удаляем остатки, которые не поддались химии, если таковые остались, лезвием бритвы. Потом все насухо вытираем и можно даже обезжирить, чтобы никаких посторонних следов на поверхности не осталось:
Блок двигателя также необходимо очистить, после чего установить на него новую прокладку. Важно, чтобы отверстия в прокладке совпали с направляющими, которые расположены по углам блока:
Рекомендуем почитать
Датчик детонации, как понятно из названия, необходим для отслеживания детонации внутри двигателя, стуков, свидетельствующих об имеющихся .
Определить причину неработающего заднего дворника ВАЗ 2109 достаточно сложно. Далее приведем перечень возможных вариантов. 1. Вышли их строя .
Сальник штока коробки переключения передач, вышедший из строя, становится причиной утечки масла из КПП. Замену сальника коробки ВАЗ 2108-2109 можно .
Замок зажигания важен в работе автомобиля, так как неисправность этого узла приведет к остановке работы. Первоначальной задачей замка зажигания .
Ременная передача ГРМ
Так, сначала снимается кожух, для этого выкручивается три болта ключом на 10. После этого ключом на 17 ослабляете натяжной ролик. Ремень может быть снят со шкива распределительного вала. Полностью его снимать нет необходимости, достаточно ослабить и увести в сторону. Но от шкива необходимо избавиться, так как он будет мешать снятию головки блока цилиндров. Чтобы замена прокладки головки блока цилиндров ВАЗ 2109 была сделана эффективнее, нужно демонтировать шкив распредвала.
Чтобы снять шкив распределительного вала, необходимо поддеть его двумя отвертками с внутренней стороны. Теперь полностью снимается натяжной ролик и выкручивается шпилька, при помощи которой он крепится к двигателю. Можно сказать, что на этом подготовительные работы закончены. Теперь все готово для снятия головки блока.
Установка головки на место
Теперь можно аккуратно устанавливать ГБЦ на свое место, следя за тем, чтобы в этот момент прокладка не съехала и не сместилась в сторону. Конечно, направляющие ее фиксируют, но все же стоит быть предельно осторожным.
Далее нам понадобится динамометрический ключ, так как болты придется закручивать с определенным моментом силы. Также стоит иметь ввиду, что порядок затяжки необходимо соблюдать. Ниже показано на схеме, в какой последовательности производить закручивание:
Теперь что касается усилия, с которым необходимо заворачивать болты. Выполнять это следует в 4 приема:
- Сначала моментом силы 20 Нм
- Второй прием моментом 75-85 Нм
- Затягиваем еще каждый болт на 90 градсуов
- Окончательно заворачиваем на 90 градусов
Остается после этого установить все снятое с автомобиля оборудование, залить охлаждающую жидкость, подключить все датчики, провода и шланги и проверять выполненную работу. Обычно все становится видно сразу после залива тосола. Если на стыке головки и блока появились мокрые следы, то можете снимать все обратно и делать всю работу заново! Но надеюсь, что такого в вашей практике не будет! Удачного ремонта!
Когда необходимо делать затяжку?
На большинстве инжекторных и карбюраторных автомобилей с двигателями 8 и 16 клапанов затягивать болты головки блока цилиндров в процессе эксплуатации авто не нужно. Но в случае с отечественной «Девяткой» правильно протягивать ГБЦ и затягивать винты необходимо как минимум при проведении технического обслуживания машины. Если обнаружено, что в автомобиле стала собираться влага в месте соприкосновения самого блока с цилиндрами, то потребуется выполнить подтяжку болтов. Так как появление влаги в этом месте говорит о возможной утечке моторной жидкости.
По каким причинам может возникнуть необходимость подтяжки:
- Произошло повреждение устройства в результате перегрева двигателя. Работа мотора в условиях излишней температуры чревата серьезными неисправностями. Потребуется ремонт ГБЦ силового агрегата, ее шлифовка и последующая установка с затяжкой.
- Произошло повреждение либо потеряна герметичность уплотнительной прокладки ГБЦ. Если своевременно не решить эту проблему, моторная жидкость будет попадать в систему охлаждения. Поврежденная прокладка подлежит замене. После смены детали болты головки надо правильно закрутить.
- Двигатель отработал определенное время.
Видео « Как снимается головка на автомобиле ВАЗ »
В этом видео мастер покажет как правильно и быстро снять ГБЦ на ВАЗ 21099 своими руками. На автомобиле ВАЗ 2109 головка снимается аналогично.
Не нашли интересующую Вас информацию? Задайте вопрос на нашем
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Ваз 2109,2108,2107,2106,2105,2104,2103,2102,2101, 2170, Таврия, Шевроле нива
ВАЗ 2109, ВАЗ-2108 » Двигатель » Снятие и разборка головки блока цилиндров
Головку блока цилиндров снимаем для замены прокладки, ремонта механизма привода клапанов и самой головки, а также при полной разборке двигателя. Работаем на подъемнике или смотровой канаве.
Отсоединяем «минусовой» провод от аккумуляторной батареи, сливаем охлаждающую жидкость из двигателя.
Отсоединяем приемную трубу от выпускного коллектора.
Снимаем ресивер с дроссельным узлом (ВАЗ-2111), карбюратор (ВАЗ-21083), впускной и выпускной коллекторы (головку можно демонтировать и не снимая коллекторов).
На двигателе ВАЗ-2111 отсоединяем «массовые» провода с левого торца головки, топливную рампу с форсунками и топливными трубками.
Отсоединяем наконечники высоковольтных проводов от свечей зажигания, разъемы датчиков указателя давления масла и температуры охлаждающей жидкости.
На двигателе ВАЗ-21083 снимаем датчик-распределитель зажигания и корпус вспомогательных агрегатов с топливным насосом.
Снимаем ремень ГРМ, натяжной ролик с дистанционной шайбой, зубчатый шкив распределительного вала.
Отворачиваем гайку крепления задней крышки привода ГРМ к головке блока цилиндров.
Снимаем крышку головки блока цилиндров (клапанную крышку).
Все вышеперечисленные операции описаны в соответствующих разделах.
Сборку и установку головки блока цилиндров проводим в обратной последовательности. Смазываем моторным маслом стержни клапанов и направляющих втулок.
Перед установкой очищаем поверхности блока цилиндров и головки от остатков старой прокладки, грязи и масла.
Удаляем из резьбовых крепежных отверстий блока масло и охлаждающую жидкость.
Новую прокладку головки и саму головку цилиндров устанавливаем по двум центрирующим втулкам. Устанавливаем винты крепления и затягиваем их в четыре приема по схеме :
первый прием – затягиваем винты моментом 20 Нм (2 кгс-м);
второй прием – затягиваем винты моментом 69,4-85,7 Н м (7,1-8,7 кгс-м);
третий прием – доворот винтов на 90°;
четвертый прием – доворот винтов на 90°.
Винты крепления головки блока цилиндров можно установить повторно только в том случае, если они вытянулись до длины не более 135,5 мм. Если длина больше, заменяем винт новым.
Рубрика: Двигатель | Метки: Разборка блока цилиндров, Снятие головки блока цилиндров